Задачи системы образования на 2015-2016 |
|
|
|
Автор: Administrator
|
06.11.2015 05:22 |
На сайте первого заместителя министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк опубликован доклад о задачах системы образования на 2015/2016 год - третий год работы по новому закону "Об образовании в РФ" и четвертый год работы по решению приоритетных задач, поставленных в майских указах Президента РФ.
В числе особенно важных документов, принятых совсем недавно, отмечает автор статьи, – примерные основные образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования. Продолжается создание примерной программы старшей школы – общественные консультации по-прежнему проводятся на сайте: http://edu.crowdexpert.ru.
Кроме того, на федеральном уровне разработаны два ключевых документа: Стратегия развития воспитания в РФ, недавно утвержденной, и программа "Патриотическое воспитание в Российской Федерации", в июле внесенной в правительство. В ближайшее время будет представлен федеральный план мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания. Он послужит основой для региональных планов.
Что касается оценки качества образования. В материале указано, что в новом учебном году начнутся изменения ГИА. Помимо русского языка и математики, девятиклассники должны будут выбрать еще два предмета. В последующие годы количество предметов по выбору будет расти: в 2018 г. – до трех, в 2020 г. – до четырех. Уже в 2017 г. баллы будут выставляться с помощью федеральной шкалы, и влиять на оценку в аттестате.
Одна из новых форм оценки качества образования – всероссийские проверочные работы. Это разновидность промежуточной аттестации на соответствие результатов обучения школьников требованиям, установленным стандартами. Проверочные работы будут проводиться по единым материалам и оцениваться по единой методике. Проводить и проверять их будут учителя в своих школах и в сроки, удобные для школы.
К 1 января 2016 г. должно быть выполнено положение указа Президента о всеобщей доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Как говорится в материале на сайте Н.В. Третьяк, сейчас средний показатель доступности близок к 100% в большинстве регионов.
"Всех учителей нужно научить работать с электронными учебниками. Координатор этой работы – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Во всех федеральных округах академия проводит семинары-совещания, посвященные электронным учебникам, начинается подготовка тьюторов из регионов, которые, в свою очередь, обучат учителей на местах. Продолжается переход на новый ФГОС дошкольного образования, и задача регионов здесь – обеспечить этот процесс за счет обучения педагогов, поставок оборудования в сады, общей поддержки дошкольного образования", - сообщается в статье.
Отдельным блоком выделена тема работы в условиях бюджетных ограничений. Автор называет объемы софинансирования следующих региональных программ:
- модернизация дошкольного образования, в 2014 г. – 50 млрд руб., в 2015 г. – 30 млрд руб.;
- программа "Доступная среда" и строительство в регионах объектов в сфере образования: в 2014 г. – 6,6 млрд руб., в 2015 г. – 10 млрд руб.;
-развитие спортивной инфраструктуры в сельских школах, в 2014 г. – 1,8 млрд руб.: в 2015 г. – 1,8 млрд руб.;
-субсидии в рамках Федеральной целевой программы развития образования, в 2014 г.: – 2,1 млрд рублей, в 2015 г. – 1,8 млрд рублей.
-обеспечение жильем детей-сирот: в 2014 г. это 6,5 млрд руб., в 2015 г. – 6,9 млрд руб.
"В следующем году министерство продолжит оказывать государственную поддержку развития региональных систем профессионального образования. Программа поддержки будет нацелена на масштабное внедрение практико-ориентированных схем обучения, в государственную итоговую аттестацию будет введен демонстрационный экзамен. Предстоят развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, расширение участия субъектов Российской Федерации в конкурсах профессионального мастерства по методике WorldSkills", - поясняется в статье.
Кроме того, еще одна целевая программа на ближайшие пять лет – "Русский язык": "Регионы впервые смогут получить субсидии на развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов-русистов и тех, кто исследует русский язык. За пять лет на это планируется выделить 825 млн руб., обучение пройдут более 16 тыс. специалистов".
Кроме того, в статье о задачах системы образования затронуты такие темы, "Особые дети", "Новые технологии", "Содержание и методы обучения", "дополнительное образование детей", "Профессиональное образование" и другие. |
Зарплату учителя увязали с числом детей в классе |
|
|
|
Автор: Administrator
|
04.11.2015 05:30 |
Ждем появления классов по 50 человек
Режим экономии довел "нормативно-подушевой" принцип финансирования образования до логического предела. По числу учащихся финансируется ныне не только школа, но и каждый отдельно взятый учитель, пожаловались в «МК» педагоги. А в итоге страдает образовательный процесс. Лучшие учителя, особенно, работающие не с целым классом, а с подгруппой, как, например, по иностранным языкам или информатике, двинулись «на выход», а оставшиеся сбивают детей в мегаклассы по 30 человек и более. Можно ли в таких условиях как следует учиться - вопрос чисто риторический.
- Теперь зарплата зависит не только от недельной нагрузки учителя, но и от числа детей, сидящих у него в классе,- пожаловалась в «МК» Евгения из Москвы.- Особенно страдают те, чьи предметы изучаются в подгруппах, и первые в этой очереди преподаватели иностранного языка. Думаю, скоро они начнут уходить. Причем, в первую очередь - лучшие.
Впрочем, в обычной школе у «англичанок», «француженок» или, наоборот, «немок» с «испанками» еще есть шанс выжить: чтобы предотвратить легко прогнозируемый массовый исход учителей иностранных языков, им, равно как учителям информатики, также работающим не с целым классом, а с подгруппами, установили специальные коэффициенты-надбавки. То есть, скомпенсировали хоть что-то. А вот в лучших средних учебных заведениях, да еще с филологическим уклоном, к числу которых относится и школа Евгении, дело оказалось совсем плохо:
- У нас есть второй иностранный язык, а, точнее, три иностранных языка. Занятия по всем идут параллельно - кто из детей что выберет. Соответственно у каждого преподавателя сидит совсем немного народу — треть класса или около того. Да и русский язык на гуманитарных потоках мы раньше тоже изучали по подгруппам. Сейчас, правда, таких часов стало меньше, но они все равно есть. И снова страдают преподаватели.
Увы, дети страдают тоже. И не только потому, что вести углубленные курсы, интересные не всем, а лишь небольшому числу ребят, никто теперь не будет, а, значит, Федеральный государственный образовательный стандарт, предусматривающий возможность «индивидуальной траектории обучения для каждого учащегося» останется на бумаге. Плохо стало классу в целом, дополнил «МК» картину сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий:
- Вы думаете, откуда сейчас в нашей школе такие огромные классы? В Москве, например, в каждом в среднем по 30 человек. Между тем, иначе в подавляющем большинстве случаев и быть не может, ведь в безразмерных классах ради обеспечения зарплат заинтересован каждый учитель! Конечно, формально максимальной наполняемости класса никто не отменял, и она существует. Но фактически эту норму нарушают все. И никто не обращает внимания.
По словам Луховицкого, «расчет зарплат учителей по числу их учеников - прямое следствие перехода школы на нормативно-подушевое финансирование. В соответствии с этим принципом, число учащихся определяет объем бюджетных средств, которые получает школа. А дальше происходит так. В некоторых школах, как, скажем, в нашей, было принято специальное решение, что все эти средства делятся между всеми учителями. Однако таких школ подавляющее меньшинство. В большинстве же учитель реально получает в зависимости от того, сколько у него учеников. И как следствие — страдают все, и в первую очередь учителя информатики и иностранных языков. |
|
Автор: Administrator
|
04.11.2015 05:27 |
Даурские педагоги остались без зарплат из-за долгов школ
В Забайкалье вновь остались без денег школьные учителя: около 50 работников образования Борзинского района края готовы приостановить работу, чтобы добиться выплат за сентябрь. История повторяется: в начале этого года педагогам края уже приходилось отказываться от занятий, чтобы заставить власти изыскать средства на зарплаты.
35 педагогов школы в поселке Харанор Борзинского района Забайкальского края и еще 13 сотрудников учреждения объявили о готовности приостановить работу с 9 ноября: к осенним каникулам люди так и не дождались сентябрьских зарплат.
Впрочем, проблема касается не только отдельно взятой школы, но и полутора десятка образовательных учреждений района.
- Из краевого бюджета на счета учреждений деньги [на выплату зарплат] перечислены, однако работники получить их не могут, - сообщила “Солидарности” глава Борзинского райкома профсоюза работников образования Лариса Лисичникова. - В 14 образовательных учреждениях арестованы счета из-за задолженности по ремонтным работам, налогам, охране. На сегодня заработную плату не могут получить 233 работника, в том числе 119 педагогов.
Борзинский район - это Даурия, степной гористый юг Забайкалья на границе с Монголией, - живет сельским хозяйством и животноводством; крупных предприятий тут нет. На весь район лишь один город - Борзя и один поселок городского типа - Шерловая Гора, в которых проживает абсолютное большинство местного населения. Район к тому же страдает от жесткой депопуляции: за последние 13 лет численность населения здесь снизилась с 56,6 до 48,6 тыс. человек.
- Денег в районе нет, - констатировала глава районной организации профсоюза. - Мы написали письмо в Министерство финансов с просьбой о финансовой помощи или кредите, однако на сегодня результата никакого нет...
Впрочем, денег нет не только в районе. Как заявил в конце октября министр экономического развития края Сергей Новиченко, региону не хватает около 3,4 млрд рублей. Вместе с тем по итогам года расходы края могут превысить доходы более чем в два раза.
- Повторяется февральская ситуация, чего нам бы не хотелось, - говорит глава краевого комитета профсоюза работников образования Нина Окунева.
В феврале 2015 года забайкальские учителя тоже не дождались своих зарплат (сумма задолженности на начало марта составила также около 40 млн рублей). В марте около 60 педагогов в трех районах края уже приостанавливали работу, пока деньги не были найдены. |
Медведев: система профтехобразования в России подразвалилась |
|
|
|
Автор: Administrator
|
03.11.2015 05:25 |
Новая система сейчас только создается, и при ее создании следует брать лучшее из того, что делается в мире, отметил Дмитрий Медведев на встрече с генеральным директором Агентства стратегических инициатив.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что прежняя система профессионально-технического образования в значительной степени себя исчерпала, и чемпионат по профессиональному мастерству World skills в 2019 году будет способствовать развитию рабочих профессий в РФ.
По словам премьера, для успешного бизнеса нужны не только хорошие менеджеры, экономисты, но и те, кто способен воплощать на практике технические решения. "Это, как правило, рабочие профессии, хотя сейчас очень трудно провести грань между рабочей и инженерной профессией. Все это стерлось и требует высочайшей квалификации", — сказал он на встрече с генеральным директором Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андреем Никитиным.
"Нам здесь нужно двигаться вперед, потому что прежняя система профессионально-технического образования в значительной степени себя исчерпала, где-то подразвалилась. Новая система сейчас только создается, и мы должны брать лучшее из того, что делается в мире, и создавать свою систему профессионально-технического образования", — продолжил Медведев.
"Надо нам готовиться к этому чемпионату, надеюсь, мы и проведем его, и выступим хорошо. Но самое главное, это действительно будет способствовать развитию рабочих профессий в нашей стране", — сказал председатель кабмина.
В свою очередь Никитин отметил, что уже с начала текущего года в России работает Союз рабочих профессий. "Наша команда неплохо выступила в Бразилии (на чемпионате World skills-2015 — ред.). Мы завоевали шесть призовых мест. Это немного, но это гораздо лучше, чем наше первое выступление в 2013 году", — сказал гендиректор АСИ.
По его словам, во вторник также заканчивается чемпионат рабочих профессий среди сотрудников российских высокотехнологичных компаний.
На встрече с Никитиным Медведев также указал на такую проблему, когда в Россию из-за рубежа импортируется продукция, которая могла бы производиться на российской территории. В качестве примера он привел сферу электроники. "Есть хорошие технологические решения, неважно, в какой сфере, например в сфере электроники. Но для того чтобы что-то собрать, и я не говорю про элементную базу, которая связана с созданием особых производств и так далее, а просто коробочки, тумблеры, все покупается — либо в Китае, либо в Европе. Хотя это элементарные вещи, и вот это нужно обязательно вернуть в качестве того, что мы делаем сами, потому что приобретать такие, совсем незатейливые предметы, для того чтобы что-то делать, абсолютно расточительно", — сказал он. |
|